Эксплуатация транспортного средства требует немалых материальных затрат. Основной статьей расходов является оплата горючего. При этом лучшим решением для экономии средств будет установка газобаллонного оборудования. В то же время на практике не все так однозначно, польку ГБО имеет ряд преимуществ и недостатков, которые стоит учитывать перед установкой. Вдобавок существует много мифов, которые могут привести человека в замешательство о необходимости газификации авто.
Газа в стране мало
Газовое топливо для автомобилей подразделяется в основном на две категории:
-
СНГ – сжиженный нефтяной газ, он же пропан;
-
КПГ – компримированный природный газ, представляет собой метан;
Пропановых заправок огромное количество и заправиться им не составляет труда. Что касается метана, то количество АЗС минимально, что приносит дополнительные неудобства поиска заправки и пути до неё. Как метана, так и пропана в России очень много поэтому цена на него значительно ниже, чем бензина.
Газ дороже бензина
Цена на автомобильный газ практически всегда в 2,5 раза ниже, чем на бензин, соответственно, стоимость пройденного километра на порядок дешевле. Цена на пропан иногда колеблется в зависимости от региона, а на метан одинаковая по всей стране.
Средние значения:
-
бензин 92 – 46,5 руб/л;
-
пропан-бутан – 16,5 руб/л;
-
метан – 21,24 руб/м 3.
По стоимости горючего заметить выгоду несложно. При этом далеко не всегда учитываются реальные расходы на ГБО. В общие затраты входит покупка, установка и регистрация газобаллонного оборудования. Пропановые установки обойдутся примерно в 30-38 тысяч рублей, а метановые почти в два раза дороже. Это обусловлено высокой стоимостью самого баллона и комплектующих, которые должны выдерживать сильное давление. Но очень часто в наших регионах метан можно установить дешевле пропана так как действует субсидия от министерства транспорта и большую часть стоимости оборудования и установки оплачивает государство. Плюсом к субсидии компания «Газпром газомоторное топливо» выдаёт топливную карту на 50-70 тыс. эко бонусов (рублей), с которой можно оплачивать 30% от стоимости заправки.
Кроме этого, не стоит забывать о периодическом обслуживании газовой системы и опрессовке баллона, что еще повышает расходы. Обслуживание производится раз в 20000 км либо раз в год стоимостью 1400-1600 рублей. Опрессовка раз в 2 года по стоимости в среднем 40 рублей за каждый литр баллона.
Еще один факт – расход пропана в сравнении с бензином больше на 15-20%, а расход метана считается 0,9 к 1 литру бензина.
Пример: если на 100 км пути нужно 10 литров бензина, то пропан-бутановой смеси уйдет порядка 11,5-12 литров и 9 м3 метана.
Можем посчитать примерную затраты на авто со средним расходом 10л. на бензине. Стоимостью бензина 46,5 руб., пропана 16,5 руб., метана 21,5 руб., метана с топливной картой
|
100 км. |
10 000 км. |
50 000 км. |
100 000 км. |
бензин |
465 руб. |
46 500 руб. |
232 500 руб. |
465 000 руб. |
пропан |
198 руб. |
19 800 руб. |
99 000 руб. |
198 000 руб. |
метан |
191 руб. |
19 100 руб. |
95 500 руб. |
191 000 руб. |
метан с ТК |
134 руб. |
13 400 руб. |
67 000 руб. |
134 000 руб. |
Итого сколько будет сэкономлено на пропане и метане:
|
100 км. |
10 000 км. |
50 000 км. |
100 000 км. |
пропан |
267 руб. |
26 700 руб. |
133 500 руб. |
267 000 руб. |
метан |
274 руб. |
27 400 руб. |
137 000 руб. |
274 000 руб. |
метан с ТК |
331 руб. |
33 100 руб. |
165 500 руб. |
331 000 руб. |
Если проанализировать все подсчёты и факторы, то можно сделать вывод, что реальная выгода установки и эксплуатации газового оборудования видна не вооруженным глазом. Средний пробег окупаемости газового оборудования 14-17 тыс. км. Соответственно если Вы в год ездите больше данного пробега, то однозначно есть смысл установки гбо. Ну и как показала практика, те кто устанавливают гбо начинают ездить на авто больше и на дальние расстояния т.к. это получается гораздо выгодней чем другой транспорт.
Иногда продажа машины с газом может быть проблематичной, поскольку не каждому автовладельцу нужна эта система если он ездит мало, либо если ему неудобен вариант размещения газового баллона. А бывает, что некоторые автовладельцы, наоборот, рады, когда узнают при осмотре машины, что установлено гбо и им не приходится тратиться на его покупку в дальнейшем.
Бензин уже не нужен если есть ГБО
Запустить холодный двигатель на газу можно, но его работа будет неровной. Дело в том, что насыщенность давления пусковыми парами у газа существенно ниже, чем у бензина. Проблема усугубляется при снижении температур, поскольку диафрагма редуктора теряет свою эластичность, что негативно сказывается на ее ресурсе. Следовательно, запуск двигателя всегда осуществляется на бензине и только после прогрева осуществляется переход на газ. Современное оборудование имеет датчики контроля температуры, именно они выполняют переход с одного типа горючего на другое.
Также бензин нужен для дополнительно впрыска в движении на оборотах свыше 4000-4500 тысяч для минимизации потери мощности на пиковых оборотах и для снижения температуры в выпускном коллекторе на этих оборотах. Запуск на холодную на газу производится только в случае поломки штатной бензиновой системы или если закончился бензин.
Газ не пахнет
Конечно, нефтяной и природный газ не имеют запаха. Но из-за опасности утечки, их специально ароматизируют одорантами с довольно резким ароматом. При наличии постороннего запаха от автомобиля, необходимо срочно переключиться на бензин (электрические клапана перекроют подачу топлива) и запланировать визит в сервисный центр для устранения причины запаха. Если система старая, то возможно нет электрического клапана на баллоне и в этом случае его необходимо будет перекрыть вручную.
В 60-литровый баллон влезет 100% газа
Несмотря на заявленный объем, по факту, в баллон войдет порядка 50 литров. Это обусловлено нормами безопасности, предусматривающими дополнительное место для расширения при нагреве. Количество топлива контролирует установленный на баллоне мультиклапан. Деталь не позволяет наполнить больше 85% от общего объема.
Газ убивает двигатель
Можно уверенно сказать, что ресурс от использования газа увеличивается. Так же существует масса теорий и мифов, что газ уничтожает двигатель. Подобные заявления крайне преувеличены. На самом деле газ менее изнашивает поршневую группу, чем бензин т.к. он не содержит серы, которая провоцирует появление нагара и шлама. Благодаря этому увеличивается ресурс моторного масла и двигателя в целом.
Мифы про вред газа для двигателя появились с 90-х и 2000-х годов, когда набирали обороты системы 2 поколения. Регулировка подачи газа на таких системах производилась одним так называемым «винтом жадности». И в данном случае после настройки гбо в сервисе каждый водитель мог самостоятельно изменить регулировку. Привело это к тому, что те водители, которые хотели сэкономить ещё больше закручивали этот винт настолько сильно, что двигатель не получал достаточного топлива и работал на бедной смеси. А уже это в длительной перспективе приводило к прогоранию выпускных клапанов. Как раз эти водители и начали говорить, что газ сушит двигатель и вредит ему. Те, у кого были правильные настройки ездили и ездят сейчас без каких-либо проблем.
На современных системах настройка производится с помощью отдельного газового электронного блока управления, что исключает постороннего вмешательства и даже если вдруг смесь будет настроена некорректно автомобиль сразу оповестит водителя ошибкой.
Элементы системы питания сжиженным газом четвертого поколения: 1 – фильтр паровой фазы; 2 – датчик абсолютного давления; 3 – электронный блок управления; 4 – жгут проводов системы управления; 5 – переключатель режимов «газ/бензин»; 6 – мультиклапан; 7 – тороидальный баллон; 8 – заправочный клапан; 9 – редуктор; 10 – газовые форсунки.
Перевести на газ можно любую машину
Установить газовое оборудование можно действительно почти на любой автомобиль, но не всегда в этом есть смысл. Всё зависит от типа двигателя. Они у нас есть с распределённым впрыском (простой, который используется на 90% авто), непосредственным впрыском и комбинированным впрыском. Готового оборудования только нет на авто с комбинированным впрыском (например камри в последнем кузове) и нет на новые модели авто с непосредственным впрыском. Не имеет смысла к установке гбо на авто с непосредственным впрыском топлива т.к. стоимость такой установки от 80 до 120 тыс. руб., а итоговая экономия на них 10-15% в лучшем случае. На распределённый впрыск можно установить на любой авто и экономить 50-65%.
Если есть мысль установить газ на новую машину, то с гарантии автомобиль не снимут если установка была в сертифицированном установочном центре сертифицированного оборудования. Дилеры зачастую вводят в заблуждение говоря о том, что гарантии на авто после установки не будет.
На дизельные двигатели установка производится только метанового гбо, экономия на них составляет от 30-45% в зависимости от автомобиля.
Газ опаснее бензина
Это утверждение можно считать отчасти справедливым. Дело в том, при неправильном монтаже ГБО возможны утечки газа, который быстрее воспламеняется, чем бензин. Поэтому установку необходимо производить в сертифицированных установочных центрах. Что касается давления, то газ нагнетается под давлением 16 бар, но по факту показатель в баллоне составляет 8 бар. Это сравнимо с показателями в шинах грузовиков, что звучит менее пугающее.
Выводы
Газовое оборудование на автомобиле – это не только экономия на топливе, но и удобство в плане повышенного запаса хода и возможности ездить на дальние расстояния за небольшие деньги. Число газовых заправок активно увеличивается. Кроме того, работают государственные программы по развитию сети АЗС.
В последние годы автопроизводители начали выпускать серийные версии машин на метане. В результате можно сказать, что перевод автомобиля на газ является оправданной мерой с учётом настоящих условий и всесторонних поддержек. Это позволяет существенно сократить материальные затраты на топливо и путешествия.