Выбор баллона для ГБО определяет удобство его дальнейшей эксплуатации и обслуживания. Также модель влияет на остаток полезного внутреннего пространства т/c. Поэтому к выбору емкости нужно подходить осознанно и заранее учитывать все аспекты!
Самые распространенные виды газовых баллонов для ГБО
Емкости для газа делятся на три основные категории. Остановимся подробней на каждой.
Цилиндрические баллоны
Производство изделий регламентировано ГОСТ 33986-2016. Они подходят для следующих смесей:
-
метановой;
-
пропан-бутановой.
Законодательство почти не ограничивает производителей таких емкостей в размерах. При желании можно найти баки на 200+ литров. Но чаще всего их объем намного меньше. При этом устанавливать баллоны можно в салоне машины и снаружи, что особенно актуально для вместительных изделий.
У цилиндрических баллонов есть главная особенность, она же является недостатком. Речь идет о массе. Емкости под пропан-бутан весят относительно немного. Вот несколько примеров:
-
30 л. —15 кг;
-
100 л. — 35 кг;
-
200 л. — 65 кг.
Баллоны под метан намного тяжелей. Это объясняется особенностями использования газа. Он закачивается в емкость под высоким давлением (до 250 атмосфер), поэтому ее стенки должны иметь толщину 5-11 мм. Не допускается наличие швов! Такие баллоны могут весить 175 кг и больше. Несмотря на вес, изделия очень востребованы на рынке.
Выделим их плюсы и минусы:
Достоинства:
-
Долговечность (служат до 25 лет)
-
Устойчивость к внешним факторам
-
Возможность подобрать нужный объем
-
Простота монтажа
-
Универсальность
Недостатки:
-
Съедают много полезного пространства
-
Большой вес
-
Необходимость проверки (емкости из легированной стали нужно тестировать каждые 5 лет, из углеродистой — один раз в 3 года)
Тороидальные баллоны
Производство изделий регулируется ГОСТ ISO 11439-2014. Они встречаются на большинстве легковых авто по причине соответствия форме ниши для запасного колеса. Для установки достаточно вынуть запаску и поместить туда баллон. Если владелец не хочет использовать место под колесо, то можно разместить емкость внутри салона или снаружи (для этого специально изготавливают модели с наружной и внутренней горловиной).
Тороидальные баллоны подходят только для закачки пропан-бутановой смеси. Причина — тонкие стенки (2.5-3.5 мм), не способные выдержать большое давление. Вес изделий:
-
23 л. — 23 кг;
-
65 л. — 34 кг;
-
84 л. — 42 кг.
У таких баллонов есть свои плюсы и минусы.
Достоинства:
-
Большой выбор размеров
-
Экономия полезного пространства
-
Возможность скрытой установки
-
Долговечность (срок службы до 10 лет)
- Умеренный вес
Недостатки:
-
Ограниченная вместимость
-
Невозможность заполнения метаном
-
Необходимость проверки каждые 2 года
-
Невозможность размещения запаски в специальной нише
Плоские баллоны
Конструктивно представляют несколько объединенных цилиндрических баллонов. Такая особенность позволяет подбирать емкости под конкретные машины и размещать их в ограниченном пространстве.
Подобные изделия не очень популярны, поэтому и обслужить их можно далеко не везде. Это влияет и на стоимость баллонов — при сопоставимой вместимости с другими типами плоские изделия всегда будут дороже.
Намного чаще встречаются так называемые «сдвойки» — это спаренные цилиндрические баллоны большой вместимости. Их делают специально для крупной техники, которой требуется много топлива.
ВАЖНО: Любые баллоны, предназначенные для сжиженных газов, имеют ограничения по проценту заполнения. Их нельзя заправлять более чем на 80%. Причина кроется в физических свойствах газа, который расширяется при нагреве.
Секреты выбора газового баллона для ГБО автомобиля
Выбор газового баллона — очень ответственный шаг. Здесь важно учитывать следующие критерии:
-
Тип используемого топлива. Если будет закачиваться метан, то подойдут только цилиндрические баллоны без швов с толщиной стенок 5-11. Для пропан-бутана можно использовать любые емкости.
-
Цена. Она связана с объемом баллонов. Его подбирают в зависимости от расхода т/с и интенсивности эксплуатации. Например, на маршрутное такси лучше ставить емкости большей вместимости, чтобы реже заправляться на АЗС.
-
Компания-изготовитель. Лучшие модели выпускают компании Atiker, Lovano и Digitronic. У них сопоставимое качество, но изделия первого бренда чуть дешевле.
Особенности установки газовых баллонов в авто
При монтаже главное учитывать два фактора:
-
Безопасность. Нужно обеспечить надежную фиксацию баллона и герметичность всех соединений. В противном случае возможны печальные последствия.
-
Регистрация в ГИБДД. Емкости с нарушением правил установки не зарегистрируют. Поэтому на монтаже нельзя экономить и проводить его в сомнительных организациях.
Если вы хотите пройти регистрацию с первого раза и не переживать по поводу безопасности оборудования, обращайтесь в компанию «АвтоМастерГаз». Наши опытные специалисты помогут с выбором баллона и произведут качественную установку.
Эксплуатация емкостей для ГБО
Использование ГБО предполагает ежегодную проверку самого оборудования и своевременное тестирование баллонов. Если монтаж проведен профессионалами, а во время эксплуатации емкость не подвергалась чрезмерным механическим нагрузкам, она прослужит много лет.
Где разместить запаску после установки газового баллона?
Запасное колесо обычно хранится там же — в багажнике. Но не под полом, а сверху. Для этого существуют специальные чехлы по размеру стандартных «докаток».
Интервалы проверки баллонов для ГБО
Емкости нужно периодически проверять. Для цилиндрических баллонов существует регламент по срокам, в зависимости от материала изготовления:
-
легированная сталь — 5 лет;
-
углеродистая сталь (или металлокомпозиты) — 3 года;
-
углепластик — 2 года.
Такие баки служат по 15-25 лет.
Тороидальные баллоны, независимо от емкости, тестируют каждые 2 года. При этом они рассчитаны на эксплуатацию в течение 10 лет.
Рекомендации профессионалов
Компания «АвтоМастерГаз» советует даже при беспроблемной эксплуатации ГБО ежемесячно проверять крепление баллонов (особенно наружное). Также не рекомендуется заполнение баллонов более чем на 80%, их сильный перегрев (свыше 82 градусов) и серьезное механическое воздействие.
Если емкость закреплена снаружи, важно исключить появление ржавчины. В противном случае сквозная коррозия способна привести к неконтролируемой утечке газа.