Согласно данным за 2020 год количество автомобилей на газу превысило 370 тысяч. Причина увеличения количества автомобилей - это желание водителей использовать экономный вариант, без ущерба конструктивным особенностям. Желание переоборудовать автомобиль на газ появилось не только у частных автовладельцев, но и у организаций, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки.
Если приняли решение об установки ГБО на автомобиль, то в первую очередь необходимо выбрать на каком газе будет работать двигатель: пропан или метан. Для принятия решения необходимо понять, в чем разница, какой вариант безопаснее и что надо учитывать при выборе оборудования.
Отличия пропана и метана
Вначале разберемся, что представляет собой каждый вариант. Пропан относится к сжиженному нефтяному газу без запаха и цвета. Для заправки автомобиля используются металлические баллоны, в которых газ находится в жидком состоянии. Средние показатели рабочего давления в пределах от 4 до 8 атмосфер. Показатели могут меняться в зависимости от температуры. При одинаковом количестве литров в баллоне в летний период давление будет больше, чем зимой. Максимальное значения давления не должно превышать 16 атмосфер. При заправке автомобиля газ отпускается в литрах. При заполнении общее количество не должно превышать 80%. Такое требование обусловлено необходимостью наличия свободного пространства для теплового расширения. Если для примера взять баллон емкостью 100 литров, то в него можно заправить 80 литров.
Теперь о метане. Он также не имеет цвета и запаха, и относится к природным газам. По свойствам он чище пропана и поэтому не требуется фильтрация. В баллоне газ присутствует в сжатом газообразном состоянии. Рабочее давление составляет 200 атмосфер, и поэтому требуется более надежное и дорогое оборудование для перевода автомобиля на газ.
В отличие от пропана, метан считается в кубометрах. Для помещения одного кубометра метана потребуется 4,2 литра баллонного пространства. Если взять такой же столитровый баллон, как в примере с пропаном, то в него можно поместить 22-23 м3 метана.
В чем отличия по безопасности у пропана и метана
По классу пожарной безопасности у метана – 4 класс, у пропана – 2, у бензина – 3. Чем выше класс, тем безопаснее топливо. Высокие показатели безопасности метана объясняются тем, что он легче воздуха и быстро улетучивается. Если взять пропан, то при концентрации газа в воздухе от 2 до 9% объема образуется взрывоопасная ситуация.
При установке газобаллонного оборудования с использованием пропана в соответствии с положениями Правил ЕЭК ООН No 67 требуется наличие мультиклапана безопасности. При неработающем двигателе срабатывают скоростной, пожарный и запорный электромагнитный клапана, которые прекращают подачу газа.
Согласно положениям ЕЭК ООН No 110 на метановых баллонах должен присутствовать вентиль безопасности, с встроенным клапаном сброса давления. Обязательным требованием для обоих видов газа считается включение в состав одоранта. Он предназначен для обнаружения возможной протечки газа. Если в автомобиле появился запах газа, то необходимо перевести транспортное средство на бензин, и отправиться в сервис ГБО на диагностику.
Газовые заправки
В нашей стране больше распространены пропановые заправки. Количество превышает две тысячи. Встречаются на всех направлениях и можно без труда найти заправку. С метановыми заправками ситуация не такая радужная. Количество по все стране составляет около 500 заправок. Если автомобиль необходимо заправить, но не можете найти заправку, рекомендуем использовать специальную карту АГНКС, где указано местоположение всех заправочных станций.
Стоимость установки оборудования и топлива
Если учитывать стоимость установки ГБО на автомобиль, то установка газового оборудования на метане обойдется в среднем в два раза дороже. Например, за установку газового оборудования на пропан в автомобиль Лада Ларгус придется отдать 35-45 тысяч рублей. Установка оборудования для метана на тот же автомобиль будет стоить от 80 тысяч рублей.
Но тут стоит учитывать, что стоимость метана ниже, чем у пропана. Если обратиться к окупаемости, то в зависимости от пробега, срок в пределах от одного до двух лет. После окупаемости, владельцы автомобилей на метане получают трехкратную экономию стоимости топлива по сравнении с бензином и двукратную с пропаном.
Расход топлива
По сравнению с бензином, пропан расходуется на 15-20% больше, а по метану количество меньше на 10%. Если взять расход каждого вида топлива на 100 км, получаем следующее: бензин 10 л, пропан – 11-12 л, метан – 9 м3.
Какое ГБО выбрать
Если учитывать расчеты, то на первом месте метан. Но тут следует учитывать наличие заправок. Если автомобиль используется для небольших поездок в регионе и рядом присутствует заправка АГНКС, то рекомендуем метан.
Если поблизости заправок нет, то лучше рассмотреть вопрос установки ГБО на пропане. Заправки присутствуют в каждом регионе и на всех дорогах. В любом случае для поездки на одинаковое расстояние, стоимость топлива будет в два раза меньше, чем при использовании бензина.