Газовое или газобаллонное оборудование – это комплект агрегатов для транспортных средств, которые обеспечивают работу двигателя посредством газообразного топлива. С учетом типа мотора и вида газа транспортные средства могут переоборудоваться под определенные виды:
-
однотопливные;
-
двухтопливные и предусматривающие одновременную подачу сразу двух видов моторного топлива – газа и бензина либо газа и дизеля;
-
двухтопливные подразумевающие независимое питание ДВС одним из видов топлива.
Разработано несколько вариантов газообразного топлива:
-
метан – компримированный природный газ;
-
пропан-бутановая смесь - нефтяной сжиженный газ.
С учетом вида используемого газа разработано несколько вариантов систем питания, каждый из которых имеет одинаковые элементы и характерные отличия. Газобаллонное оборудование имеет определенную систематизацию, которая называется поколениями. Пока не предусмотрена официальная международная систематизация, однако сформировалась определенная классификация, которая основывается на типе двигателя: инжектор или карбюратор. Кроме этого, предусмотрена классификация поколений по номеру: от первого до шестого.
Газовое оборудование для автомобилей включает в себя несколько основных элементов, которые отличаются в зависимости от поколения и вида газа (пропан или метан):
-
газовый баллон;
-
редуктор-испаритель;
-
газовые форсунки;
-
электронный блок управления и проводка к нему;
-
шланги и трубопроводы;
-
ВЗУ (выносное заправочное устройство);
Первое поколение
Особенность функционирования заключается на базе регулировки давления топлива, который следует из редуктора-испарителя с дальнейшей механической дозировкой уровня подаваемого топлива. Самое первое ГБО монтировалось на оба вида двигателей: инжектор и карбюратор. Оно подразумевает использование вакуумных и электронных видов редуктора. Система не предусматривает возможность автоматического перехода с газа на бензин и обратно. Оборудование дешевое и содержит минимум электроники, по сравнению, с остальными более современными видами, так как электронные элементы предусмотрены уже во следующем поколении.
Второе поколение
Конструкционно он предусматривает электронное дозатор и электрический редуктор. Они функционируют на основе сигналов, подаваемых несколькими датчиками одновременно.
Газовый электронный блок управления или лямбда-контроллер улавливает импульсы от перечисленных датчиков с целью поддержания оптимальных компонентов газо-воздушной смеси, как на переходном, так и на установившемся режиме работы ДВС.
Третье поколение
Синхронный распределенный впрыск газа во впускной коллектор выполняется посредством совместной работы электронного блока и распределительного дозатора. Механизм срабатывает после трансляции сигнала от нескольких датчиков:
-
абсолютного давления;
-
дроссельной заслонки;
-
уровня кислорода в выпускном коллекторе;
-
количества оборотов коленвала.
Этот элемент отвечает за регуляцию режима подачи топлива в отдельные цилиндры индивидуально. Процедура выполняется посредством дозатора газа, так называемым газовым инжектором. При образовании слишком высокого давления в магистрали подача ГСМ сразу же включаются в работу механические форсунки. У этого поколения ГБО есть один недостаток: компоненты газовоздушной смеси изменяется слишком медленно, что обусловлено особенностями устройством дозатора.
Четвертое
Впрыск газа, что последовательный, что распределенный параллельный формируется за счет функционирования электромагнитных форсунок. По сравнению с предыдущими видами ГБО системе характерна четкая дозировка топлива, потому что подача газовоздушной смеси выполняется рядом с бензиновыми форсунками.
Коррекция работоспособности электромагнитных форсунок выполняется посредством блока управления, который принимает импульсы, передаваемые на бензиновые форсунки, передающие, в свою очередь, подсчет сигналов для контроля работоспособности газовых форсунок. При подсчете уровня подаваемого горючего берется информация, собранна датчиками:
-
температура редуктора;
-
давление и температура газа;
-
разрежение в коллекторе.
Контролирует впрыск топлива штатный электронный блок управления, функционирующий на основе импульсов от датчиков. При этом газовый блок прекращает впрыск бензина путем имитации функционала бензиновой форсунки, которая прекращает деятельность сигнала на ней.
Самое распространённое и логичное к установке на 80% автомобилей. Система проверена уже тысячами установленных машин и большим промежутком времени.
ГБО Четыре+
Итальянская компания BRC такую разработку называет Direct Injection. Оно создано индивидуально для ДВС, которые базируются на непосредственном виде впрыска газообразного топлива. Если такой мотор работает на холостых оборотах, то бензин идет небольшими количествами на свечу зажигания, так как подача газа в таком случае считается неэффективной. Газовый блок такого оборудования в сравнении с предыдущим ГБО особенностями работы. В данном случае он способен управлять одномоментно двумя видами форсунок: для бензина и для газа. Для безопасности бензиновых порции подаваемого бензина уменьшаются, а не останавливаются на совсем. Иными словами, горючее подается в определенных объемах: 20% - бензина и 80% - газа.
Пятое поколение
В цилиндры газ приходит в жидком состоянии. Чтобы это обеспечить вместо мультиклапана установлен газовый насос, несущим ответственность за циркуляцию жидкого топлива, переходящего из баллона напрямую в рампу газовых форсунок посредством топливных магистралей. Этот способ позволяет получить требуемый уровень непрерывного давления топлива непосредственно перед форсунками. По сути эта система полностью идентична бензиновой.
Газовые электромагнитные форсунки приносят газ в жидком виде. Однако в этом оборудовании была огромная проблема из-за замерзания форсунок. Но со временем выпустили особые форсунки, которые не замерзают. Как итог, сейчас не требуется монтаж редуктора-испарителя, после чего двигатель спокойно запускается независимо от погоды и даже в лютый мороз сразу же на газу.
Однако есть минус – в газовом насосе, который теряет свою функциональность при низкокачественном газе, а также стоимость технического обслуживания обойдётся дороже, за счёт сложности демонтажа насоса для замены фильтра.
Шестое поколение
Оно не предусмотрено для обычных инжекторных двигателей с распределённым впрыском топлива, а подходит только для двигателей с непосредственным впрыском (TSI, TFSI, GDI и другие). Это обусловлено тем, что газ идет посредством бензиновых форсунок и насоса высокого давления сразу же идет в камеру сгорания. Напомним, что в инжекторных ДВС отсутствует насос высокого давления. В газовом баллоне предусмотрен электрический насос, который давит газ в блок клапанов, а потом из него посылает через бензиновые форсунки и насос высокого давления в мотор.
Это поколение частично основывается на оборудовании из пятого, а именно на электрическом газовом насосе. Достаточно редкая установка, на которую не каждый решится из-за стоимости в 250-300 тысяч рублей.