Взрывоопасность газовых видов топлива существенно выше, нежели у их жидкостных аналогов. Отсюда строгая регламентация протоколов применения соответствующего оборудования со стороны как мировых, так и отечественных законодательных органов. В ЕЭК (Европейская Экономическая Комиссия) введены правила №№ 67, 110 и 115, касающиеся пропана, метана и норм эксплуатации, соответственно. Аналогичный документ (018 ТР) действует и обязателен к исполнению на территории таможенного союза, РФ в том числе. Выполнение требований этих законодательных актов позволяет уровнять безопасность автомобилей на газе с бензиновыми.
Почему возникают проблемы с автомобилями на газе
Несмотря на повышенный уровень опасности ГБО и масштаб возможных последствий, вызванный его неисправностью, причины возникновения аварий предельно банальны, а именно:
-
элементарная халатность при монтаже системы, свойственная «специалистам» гаражного уровня квалификации;
-
стремление сэкономить на оборудовании и комплектующих характерно как для владельцев авто, так и для сотрудников безответственных компаний;
-
нарушения правил эксплуатации приводят к негативным последствиям даже в случаях качественного монтажа проверенных систем ГБО.
К последним относится, например, несоблюдение регламента проведения освидетельствования газовых баллонов, сервисного и технического обслуживания.
Ситуация усугубляется безответственностью надзорных органов, по сути, никак не контролирующих качество установки и соблюдение правил эксплуатации ГБО. ГИБДД интересует лишь наличие документа, подтверждающего соответствие транспортного средства требованиям действующих нормативов. Проверка газового оборудования в процессе техосмотра вовсе не предусмотрена. Считается, что ознакомления с документацией, выданной лабораторией вполне достаточно.
Лаборатория же продает документы центрам установки ГБО, даже не взглянув на автомобиль и не удостоверившись в способности предприятия оказывать подобные услуги. Получается, что 95% компаний, специализирующихся на монтаже газового оборудования, располагаются в обычных гаражных кооперативах и не несут практически никакой ответственности за качество проводимых работ. Понятно, о квалификации сотрудников таких фирм говорить не приходится. Задача сервиса сводится к максимальному сокращению размера сметы. Поэтому устанавливается самое дешевое оборудование, правила монтажа игнорируются, равно как и безопасность клиента.
Последнему остается надеяться только на себя и постараться отличить откровенную халтуру от качественного обслуживания самостоятельно, во избежание хотя бы наиболее очевидных негативных инцидентов.
Утечка газа
Четкое соблюдение норм установки и эксплуатации ГБО сводит к нулю риск появления запаха газа в салоне автомобиля. Согласно протоколам 67 и 110 (пропан и метан, соответственно) баллон обязательно оснащается запорной арматурой – электроклапаном, перекрывающим подачу топлива при переходе на бензин или глушении мотора.
Пропан требует установки мультиклапана – автоматического сбросного устройства, срабатывающего от превышения уровня давления в системе выше нормативного. Оно же предотвращает заполнение баллона, более чем на 80% от его емкости, исключая тем самым избыток давления в случаях теплового расширения топлива, характерного для летнего периода эксплуатации. Рекомендуется применение мультиклапанов класса Европа 2. В их состав включены электроклапан, скоростной и пожарный клапан, значительно повышающие безопасность системы в целом.
Для метана вентиль в обязательном порядке оснащен скоростным и пожарным клапанами. Действие последнего аналогично работе предохранителя, когда плавкая вставка, перегорает от высокой температуры. Это приводит к стравливанию избытка давления газа, предотвращая взрыв баллона. Скоростной клапан предназначен для оперативного перекрытия подачи топлива в случаях разгерметизации магистрали, что весьма вероятно даже при наличии автоматического электроклапана.
Независимо от типа топлива – метан, в отличие от пропана легче воздуха, что отражается в классе опасности относительно бензина – наибольшую опасность он представляет в замкнутых пространствах. Отсюда обязательное требование к оснащению баллона светонепроницаемым кожухом и эффективной системой вентиляции, если речь идет о размещении запорной аппаратуры внутри салона или багажника. Эти меры направлены на устранение возможности достижения предельных концентраций газа и его самовозгорания.
При достаточном количестве кислорода пропан воспламеняется, когда его содержание в воздухе лежит в пределах от 2,1 до 9,5%. Тот же показатель для метана составляет 5–15%. Считается, что превышение указанных концентраций не приводит к возгоранию из-за недостаточного содержания кислорода, но экспериментировать стоит едва ли. Разумеется, для воспламенения необходим источник открытого огня, искра, например.
Отечественные нормы (ТР ТС 018) вовсе запрещают эксплуатацию автомобилей без запорной арматуры с электроклапанами. Помимо установки оборудования, полностью удовлетворяющим требованиям документа, в нем предписывается не реже одного раза в 2 года проводить контроль исправности системы. Результаты проверки оформляются в виде справки формы 207, известной ранее под наименованием 2б.
Объемный взрыв баллона
Взрыв баллона – наиболее опасное явление, влекущее колоссальный ущерб и, к сожалению, летальные исходы. Его причиной чаще всего являются ошибки монтажа, приводящие к потере целостности емкости, включая коррозию, протирание о металлические поверхности и прочее. Поэтому при установке учитываются следующие правила:
-
надежная фиксация баллона во всех направлениях (упоры спереди, сзади, по бокам):
-
применение для монтажа достаточно мягких прокладок, исключающих прямые ударные нагрузки и возможность истирания;
-
о необходимости экранирования от света и вентиляции упоминалось выше.
В качестве прокладок чаще всего используют паронит и другие материалы, обычную резину, в конце концов. В любом случае баллон должен выдерживать нагрузку до 20G во время удара по фронту и 8G в поперечной плоскости.
Условия безопасности
Для безопасной эксплуатации автомобиля на газе каждому автолюбителю следует придерживаться следующих рекомендаций:
-
Вся оснастка должна соответствовать требованиям действующих нормативов. Запорная арматура с электроклапаном, например, имеет катушку, легко наблюдаемую визуально.
-
Регулярное проведение освидетельствования баллона на наличие утечек и состав выхлопа в аккредитованных на оказание подобных услуг компаниях. В совокупности с правильным монтажом, процедура сокращает до минимума вероятность взрыва. Емкости из стали для метана проверяются 1 раз/5 лет, а из композитных материалов – 1 раз/3 года. Пропановые баллоны проверяются чаще 1 раз в 2 года.
-
В принципе, место монтажа емкости никоим образом не отражается на степени безопасности авто, если соблюдать ряд правил. Если баллон расположен снаружи, необходим регулярный контроль коррозии, касания элементов подвески, выхлопной системы (10 см) и, само собой разумеется, дороги (20 см минимум). Когда емкость находится в багажнике или салоне, достаточно выполнить описанные выше мероприятия по обустройству упоров, световых экранов и вентиляционной системы.
Важнейшее условие безопасности автомобиля на газе заключается в проведении любых проверок и техобслуживания исключительно у проверенных специалистов, имеющих разрешительную документацию и соответствующую аккредитацию.
Вместо заключения
Резюмируя вышесказанное, можно выделить 4 коротких и очевидных правила, соблюдение которых позволит эксплуатировать автомобиль на газе предельно долго и безопасно, а именно:
-
строгое следование требованиям норм действующего законодательства при выполнении монтажных операций;
-
подбор качественного оборудования и комплектующих, запорной арматуры с электроклапаном, к примеру, невзирая на их стоимость;
-
регулярное проведение проверок и техобслуживания, согласно предписанному регламенту (1 раз в 2 года);
-
освидетельствование баллонов, учитывая доступность цены услуги, не повредит проводить чаще, нежели 2, 3 и 5 лет для соответствующих видов топлива и материала изготовления емкости.
В любом случае выполнение перечисленных операций, от выбора оборудования до элементарного осмотра, следует доверить профессионалам проверенных установочных центров. Безопасной дороги. Ни гвоздя, ни жезла.